Агентство
по труду и занятости населения
Сахалинской области


Фото

Новое на портале

21.09.2017
Обновлен раздел "ГОСТы, СанПиНы"

21.09.2017
Обновлен раздел "ГОСТы, СанПиНы"

21.09.2017
Обновлен раздел "- Актуальная информация по охране труда"

21.09.2017
Добавлен новый раздел "Минтруд России проводит опрос по охране труда на рабочих местах"

21.09.2017
Обновлена новость "Минтруд России проводит опрос по охране труда на рабочих местах"

Телефоны горячих линий

по вопросам содействия занятости
(4242) 43-69-09
по вопросам высвобождения с предприятий, организаций
(4242) 43-13-33
по вопросам реализации Государственной программы добровольного переселения соотечественников
(4242) 43-02-34

Всех заставят лечиться. На ВНОТ -17 обсудят реформу системы раннего выявления профзаболеваний


        Если посмотреть официальную статистику, то количество случаев профессиональных заболеваний в нашей стране на сегодня небольшое: чуть более 7 тысяч в год. Однако не стоит обольщаться - речь идет о низкой выявляемости. На самом деле число россиян, теряющих здоровье на работе, гораздо выше. Об этом пойдет речь на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи.
         «Мы сейчас вообще не выявляем профессиональные заболевания. Никакого выявления ранних признаков заболеваний на производстве просто не существует. Поэтому мы в системе производства теряем очень серьезно, в смысле демографического фактора. Исходя из этого, мы будем создавать дополнительные возможности, для того, чтобы сохранить здоровье работников производства как можно дольше. Мы должны эту систему перестроить», -  так обозначил эту проблему глава Минтруда РФ Максим Топилин в рамках развернувшейся дискуссии на полях Гайдаровского форума-2017. По его словам, в России  система работает таким образом, что она «не замечает» работника, пока он не погибнет на производстве.


 
        По данным НИИ медицины труда РФ,  уровень выявления профессиональных заболеваний в России в восемь раз ниже, чем в Европе.
 
        В чем суть реформы?
         В настоящее время система, в случае получения человеком инвалидности, не учитывает причинно-следственные связи, поэтому финансовая нагрузка за инвалида ложится на государство, а не работодателя. Суть предлагаемой реформы сводится к тому, чтобы переложить часть ответственности непосредственно на работодателей, которые допустили случаи профзаболеваний.  Для этого планируется внести изменения в 125-й Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», чтобы существенная часть гарантий и компенсаций предоставлялась работникам не по факту состоявшегося профзаболевания, а при выявлении первых же признаков, симптомов. То есть акцент сместится с выплат по факту профессионального заболевания на профилактику, восстановление здоровья на самой ранней стадии.
 
         Профосмотры, медосмотры и диспансеризация. Все для галочки?
        Еще одна проблема в том, что в ходе положенных периодических медицинских осмотров в России выявляется не более 2/3 от всех случаев профзаболеваний. Это связано с тем, что работодатель стремится расторгнуть трудовой договор с работником при первых же признаках профзаболеваний.  Нередко сами работники боятся потерять работу из-за профосмотра и просто игнорируют его. Ведь если врачи выявят признаки профзаболевания, работодатель по закону обязан перевести сотрудника на другое место, без вредных факторов. А таких вакансий может не оказаться либо зарплата будет гораздо ниже.


         
         В конце декабря 2016 года глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила,  что осмотры на профессиональные заболевания проходят некачественно.  По ее мнению, частные организации, которые проводят осмотры, плохо выполняют свою работу - намного хуже государственных. Так, к примеру, в Свердловской области «ежегодно осматривается 320-340 тысяч работников, занятых во вредных условиях труда». Примерно 12% осмотров проводят государственные центры профпатологии - и выявляют 70% заболеваний. 88% осмотров проводят частные организации - и выявляют 30% заболеваний.
        Очевидно, что сотрудники частных организаций проводят осмотры формально, потому и не находят ничего.  Роспотребнадзор предлагает «ужесточить лицензионные требования к медицинским организациям», которые проводят медицинские осмотры. В частности, нужно сделать более строгим подход к «ресурсному обеспечению, перечню и квалификации медицинского персонала».
           Эти темы также станут предметом обсуждений на ВНОТ. 
          Также будет обсужден и новый порядок обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров работников. Новый проект предполагает, что проходить медосмотры будут должны не только работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, но и те, кто работает с вредными и опасными производственными факторами (например, с веществами-аллергенами, подвергается электромагнитному или тепловому излучению, производственному шуму).
        Дискуссии по этой теме не утихают.  Главная претензия представителей работодателей  - «необоснованность проведения медосмотров в отношении лиц, работающих в оптимальных и допустимых условиях труда».  По оценке РСПП, количество работников, которые проходят обязательные медосмотры, с принятием нового порядка увеличится с 20 млн до 30-40 млн человек. В итоге новация коснется каждого второго работника в стране, а по масштабности осмотры практически сравняются с диспансеризацией
       «Само по себе это, безусловно, благое намерение – обеспечить полноценное регулярное медицинское наблюдение всех работников, контактирующих в процессе трудовой деятельности с вредными и опасными производственными факторами, - отмечает Директор Департамента по научной работе КИОУТ, д.м.н, профессор Надежда Симонова. -  Однако это влечет за собой целый ряд последствий и противоречий, которые не могут быть адекватно разрешены в условиях современной действительности».


 
           По мнению экспертов, дело даже не столько в значительном увеличении контингента работников, подлежащих осмотру.  Важнее другое. В соответствии с приказом № 302н выявление медицинских противопоказаний у работника является основанием для отрицательного заключения по результатам экспертизы профпригодности.  Совершенно очевидно, что целый ряд общих медицинских противопоказаний может быть выявлен у любого работника независимо от вредных факторов, с которыми он контактирует, в том числе и при классе условий труда 2. Следовательно, работодатель обязан будет отстранить от работы работника, занятого в безопасных условиях труда. Работодатель теряет квалифицированного работника, у которого безопасные, допустимые условия труда, а работник теряет место работы без каких-либо гарантий трудоустройства по специальности и, тем более, без гарантий любых вариантов социальной защиты.