Агентство
по труду и занятости населения
Сахалинской области


Фото

Новое на портале

21.09.2017
Обновлен раздел "ГОСТы, СанПиНы"

21.09.2017
Обновлен раздел "ГОСТы, СанПиНы"

21.09.2017
Обновлен раздел "- Актуальная информация по охране труда"

21.09.2017
Добавлен новый раздел "Минтруд России проводит опрос по охране труда на рабочих местах"

21.09.2017
Обновлена новость "Минтруд России проводит опрос по охране труда на рабочих местах"

Телефоны горячих линий

по вопросам содействия занятости
(4242) 43-69-09
по вопросам высвобождения с предприятий, организаций
(4242) 43-13-33
по вопросам реализации Государственной программы добровольного переселения соотечественников
(4242) 43-02-34

На ВНОТ-2017 обсудят вопросы условий и охраны труда на авиа и железнодорожном транспорте

 
       В рамках формирования программы Всероссийской недели охраны труда-2017 продолжается серия «мозговых штурмов» с отраслевыми специалистами по охране труда. На этот раз во встрече приняли участие представители РЖД, «Гражданские самолеты Сухого», авиакомпаний «Сибирь», «Аэрофлот», Госкорпорации по ОрВд и кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Модератором встречи  выступил Президент ассоциации «ЭТАЛОН»  Олег Косырев.
        Участники обсуждали самые животрепещущие темы из сферы безопасности, охраны и условий труда на авиа и железнодорожном транспорте, которые могут быть внесены в программу ВНОТ-2017.  
        Особую эмоциональную дискуссию вызвала тема управления психологическим состоянием, преодоления стресса и депрессивных состояний у пилотов и машинистов.  Безусловно, это будет одна из интереснейших тем на предстоящей Неделе.
        Результаты недавнего исследования BioMed Central продемонстрировали: у 233 из 1848 летчиков гражданской авиации, или 12,6%, которые прошли тест на определение депрессии, были обнаружены клинические симптомы этого расстройства.
       Труд современных летчиков гражданской авиации можно без преувеличения назвать одним из наиболее тяжелых, изматывающих и вредных. Пилоты испытывают сильный стресс, потому что несут ответственность за чужую жизнь. Негативно сказываются переработки и ночные полеты. Подчас смена пилота длится 12 часов и больше. И нередки  ситуации, когда летчику остается всего четыре выходных дня в месяц.
        Чтобы снизить уровень депрессии среди летного состава, ученые и эксперты рекомендуют авиакомпаниям взять на себя ответственность за условия, в которых работают пилоты, и регулярно проверять, что те получают необходимое медицинское обслуживание.
        На встрече представители «Аэрофлота» отметили, что в компании именно психологическому состоянию пилотов уделяют ключевое внимание. В компании большой отдел психологов - 12 человек, которые работают с пилотами, персоналом и бортпроводниками. В составе врачебно-летной комиссии также есть психолог.
       Усталость летчиков часто называют в числе причин инцидентов с самолетами. Сейчас Минтранс уже изучает предложение разрешить летчикам спать в кабине во время дальнемагистральных ночных перелетов. С такой инициативой выступили Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта и Профсоюз летного состава России. Предполагается, что пилот сможет отдохнуть на, так называемом, «спокойном участке полета», где не запланированы сеанс радиосвязи и переход на другой эшелон.
        Учитывая, что соблюдение режима труда и отдыха имеет важнейшее значение для безопасности полетов, то на протяженные рейсы в состав экипажа может входить третий, «крейсерский» пилот. Он имеет право сесть за штурвал самолета, только когда борт набрал высоту и лег на курс. Наличие крейсерского пилота позволяет отдохнуть сначала одному, а потом другому пилоту, пока самолет летит. В России свидетельства «крейсерского» пилота пока не выдавались, хотя необходимые поправки в законодательно-правовую базу уже внесены.
        Более тщательное проведение медосмотров перед вылетом, возможное ужесточение стандартов их прохождений, независимая экспертиза состояния здоровья летного состава  – еще одна важная тема, которую планируют обсудить на ВНОТ.
        Недавний инцидент, случившийся 17 декабря, когда пилот скончался от сердечной недостаточности во время полета, вновь поднял эту актуальную тему. Внезапная смерть настигает на рабочем месте представителей самых разных профессий. Однако смерть летчиков прямо во время полета привлекает к себе особое внимание и вызывает повышенную тревогу.
        Пилоты в буквальном смысле слова держат жизни пассажиров в своих руках. Здоровье пилотов – это «цепь», на которой держится безопасность полета. Почему же в этой цепи периодически рвутся звенья, причем в тот момент, когда от их прочности зависит судьба пассажиров?
        Частые ночные рейсы и перемена часовых поясов вызывают сбои ритма человека, из-за чего организм не знает, когда спать, а когда бодрствовать. Подобная «куролесица» способствует возникновению или обострению уже имеющихся проблем с сердечно-сосудистой системой. По данным одного исследования, проведенного на Западе, работа в ночные смены увеличивает опасность сердечного приступа на 23%, серьезных проблем с сердечно-сосудистой системой – на 24%, а инсульта – на 5%.
        Одна из важных и обсуждаемых тем предстоящей Недели - проведение специальной оценки условий труда летного и кабинного экипажей. До сих пор не утихают споры о методике проведения СОУТ, которая не определяет до конца все факторы, влияющие на здоровье работников этой специфической профессии.
        Гражданская авиация – очень напряженный вид деятельности, специальная оценка здесь достаточно сложная процедура, которая проводится в воздухе с некоторыми особенностями: здесь и повышенное давление воздуха, повышенный уровень шума и ультрафиолетового излучения, радиации, необходимость следить в полете за различными видами аппаратуры и т.д.
        Действующие соцгарантии для пилотов включают в себя отпуск 70 календарных дней, льготную пенсию, рабочую неделю не более 40 часов и годовой налет до 900 часов. Специалисты авикомпаний утверждают, что гарантии соответствуют нормам, принятым более 20 лет назад, «с учетом использования авиатехники того времени». Но с тех пор, по их мнению, воздушные суда и условия труда «существенно улучшились», а все, что требуется от пилотов, – это контролировать работу этого компьютера.
        Но все же ключевое слово здесь «контролировать». Как отмечают сами пилоты: «Да, все на компьютере, но расслабиться не удается, ибо каждую его операцию нужно отслеживать и проверять». И так – много часов подряд. Поэтому неудивительно, что нагрузки, с которыми компьютер справляется без труда, иногда становятся запредельными для человека и даже могут привести его к ранней смерти.
       Все эти вопросы планируют обсудить на площадках Всероссийской недели охраны труда.